Из оперативника убойного отдела — в квестолога: создаю крутые квесты и учу этому других
Конкурс
30-07-2025
10 минут
История участницы из топ-10 конкурса Prodamus «Мечтай и делай»
Наталья Лапина
Я бывший оперативник убойного отдела криминальной полиции Санкт-Петербурга — за годы службы раскрыла более 100 преступлений. В какой-то момент я выгорела от непростой службы и уволилась, чтобы вести экскурсии. А потом решила сделать их ещё более интересными — и увлеклась квестологией.
Сейчас я президент международного креативного содружества «Квестомания» и автор методики создания квестов. Про себя говорю, что создаю и продаю убийства: обычно мои истории детективные. В статье расскажу, почему ушла из полиции и как прежний опыт пригодился мне в разработке квестов с элементами расследования.
Я мечтала стать оперативником с тех пор, когда впервые посмотрела сериал «Улицы разбитых фонарей». В реальной жизни тоже видела пример перед глазами — в семье были люди, связанные с органами. Окончила Уральскую юридическую академию по юридической специальности, сейчас это университет, один из самых престижных в стране. Защитила дипломную работу на тему «Психология оперативно-разыскной деятельности» — меня всегда интересовало умение читать человека.
Во время работы я часто сталкивалась с дискриминацией из-за того, что я женщина. Это меня задевало — ведь я знала все законы и стремилась проявить себя. Сколько помню, всегда работала как оперативник, хотя изначально была дознавателем, а потом и следователем. Мне было скучно сидеть в кабинете, хотелось разыскивать преступников, самой вычислять, где они находятся. Коллеги надо мной посмеивались, хотя результаты моего труда были очевидны.
Я уехала с патриархального Урала в более либеральный Санкт-Петербург. Однако и там встретилась с дискриминацией, но в итоге поразила начальника своим пробивным характером и стала оперативником — именно эта работа меня закалила. Через какое-то время перевелась в область, в убойный отдел. За годы службы я раскрыла более 100 преступлений.
Ушла из убойного отдела, чтобы вести экскурсии
Работа в органах нередко связана с интригами и постоянной борьбой внутри коллектива — в какой-то момент я эмоционально выгорела. В 2012 году я поняла, что если я крутой сыщик, то смогу реализоваться везде, и уволилась. Решила сменить обстановку, выучить новый язык и построить жизнь по-другому.
Сразу присмотрелась к туризму — это самый простой способ ездить за границу. Я окончила курсы гидов и стала сопровождать туристов в Польшу, Чехию, Финляндию, Швецию. Постепенно объездила всю Прибалтику и выучила чешский язык. В России тоже много работала — например, я просто влюбилась в красоты Валаама.
В Санкт-Петербурге я заинтересовалась квестами и написала сценарий своего первого квеста — «Путешествие на Алтай». В нём участники должны были искать пропавшего профессора. Однако путешествие не состоялось, мне не хватило знаний, маркетинговой подготовки и чёткой методики. Тогда квесты были ещё в диковинку, сейчас отношение к ним другое. Я надеюсь, что когда-нибудь ко мне обратится ученик с Алтая и реализует эту идею.
На память о несостоявшемся квесте у меня осталась группа во «ВКонтакте» — в ней всего 6 подписчиков
Момент озарения
Помню, я сидела на курсах гидов-сопровождающих в Санкт-Петербурге и слушала, что у экскурсантов нужно вызывать эмоции, цеплять их. В этот момент у меня появилась идея — объединить расследования с экскурсиями. Я вдруг ясно увидела формат, в котором участники не просто слушают гида, а активно действуют сами.
Это не обычная экскурсия, а настоящее расследование, в котором каждый может примерить на себя роль сыщика. Так и родилась идея создавать квесты с элементами детектива — на стыке туризма, игры и анализа информации.
Именно тогда, в 2015 году, я поняла, что квесты — как раз то, чем я хочу заниматься. В них я могла удачно совместить все свои увлечения — расследования, историю, актёрское мастерство и страсть к путешествиям. Кроме того, мне не очень нравится классический туризм — участники экскурсий выступают пассивными слушателями, а ведь добывать информацию интереснее и продуктивнее, чем просто её поглощать.
Уехала в Словению и окунулась в мир квестов
В 2015 году я уехала в Словению и с тех пор живу тут. В новом для себя месте я получила лицензию гида и начала развивать туризм в этой удивительно интересной стране, но тему квестов тоже не оставила. Даже во время обучения в Словении я связала свою курсовую работу по предмету «Туризм» с квестами. Она представляла собой сценарий квеста с интригующим названием — «По следам русской мафии».
Пару лет я занималась всё тем же — проводила экскурсии и при этом думала, как же выделиться среди коллег. Решила, что в этом помогут квесты. В 2017 году я провела первый тестовый квест для русскоговорящих эмигрантов.
Квест назывался «Проклятие средневековой Локи» и собрал много восторженных отзывов
Участники текстового квеста уверяли меня, что никогда прежде не играли ни во что подобное. Они буквально стали героями захватывающего фильма, полностью погрузились в историю. Я сама видела, как взрослые люди заигрывались и полностью вживались в сюжет, — это было невероятно.
Самое сложное испытание
Самым трудным для меня оказалось справиться с неуверенностью. Идея казалась мне интересной и уникальной, но всё время возникал вопрос: а вдруг это никому не нужно?
Плюс не было примеров и понятной модели, как это делать, да и поддержки от знакомых я не получила — многие просто не понимали мою задумку. Поэтому у меня было чувство, что я осталась один на один со своей идеей, которую никто не разделяет.
Разработала авторскую методику по созданию настоящего квеста
После удачного опыта я погрузилась в квестологию, чтобы вывести формулу идеального квеста: изучала историю и теорию интерактивных игр. Я заметила, что в сети много разрозненной информации — интернет путался в показаниях. Стала искать схожие трактовки, отсекать неточные — и вывела, что квесты берут начало в американских компьютерных играх. Это позже они перенеслись в реальность и охватили многие страны мира. Примером могут служить квест-комнаты.
Любой квест строится на сюжете: если нет объединяющей истории, а только разрозненные загадки, то это уже нельзя назвать квестом. Поэтому я отделяю настоящие квесты от игровых экскурсий — эти понятия многие путают. В настоящих квестах задания раскрывают историю с разных сторон, люди как бы живут в кино: собирают информацию и находят ответы.
Работает это так: в первой части квеста игроки ещё ничего не знают, во второй находят подсказки, а в третьей — наконец догадываются, кто убийца
Попутно тестировала проведение квестов. Проводила их с энтузиазмом, но при этом долгое время мой проект оставался некоммерческим, мне не удавалось монетизировать новое дело.
Когда всё повернулось к лучшему
Это был день, когда я официально стала предпринимателем. Я поняла, что нужно зарабатывать, и начала с самого простого для себя — придумала и продала «убийство».
В 2018 году провела квест «Чисто словенское убийство» — он был построен на истории об убийстве епископа в XV веке. Я писала завлекающие посты об этом квесте, когда у меня ещё даже не было готового сценария — только описание и общая концепция. Люди заинтересовались, и буквально за пару недель мне удалось собрать две группы.
Этот квест стал топовым — обо мне даже писали в словенских СМИ. Успешный старт заметили мои коллеги: ко мне стали обращаться гиды, чтобы я научила их создавать квесты.
В этот момент у меня появляется собственная методика по созданию настоящего квеста с элементами расследования. Эту авторскую программу я зарегистрировала в агентстве — в Словении хорошо защищено авторское право, любой сценарий можно зарегистрировать официально. Я даже стала «Человеком года 2020» в Шкофья-Лока и досрочно получила вид на жительство за вклад в развитие туризма. Сейчас у меня ученики по всему миру, а я сама — президент содружества «Квестомания».
Как я понимаю настоящие квесты
Хочу ещё раз подчеркнуть, что разделяю игровые экскурсии и квесты — это противоречащие друг другу понятия. Во время экскурсии участники слушают и задают вопросы, и игровой элемент, даже если он есть, не играет главной роли. А во время квеста — сами становятся главными героями. Например, я встречаю их в роли переводчика, а они по сюжету — первоклассные детективы, которые с моей помощью будут вести игровое следствие и добывать информацию.
Игроки изучают факты и получают нужные им для расследования сведения. Например, старинный мост может быть связан с определёнными событиями, и, узнав о них, участники квеста получают подсказку. Или пытаются понять, почему украденная из музея картина так ценна, кто её автор и что интересного есть в его биографии.
Такие проекты — живое кино с акцентом на психологию игроков. Их можно реализовать онлайн, в помещении или на улице — так интереснее всего, ведь декорациями и реквизитом становятся исторические места, природа и другие объекты реальности. При этом и онлайн-квесты не уступают живым по степени вовлечённости.
Порой я включаю в программу поход по всему городу и даже подговариваю музейных работников: тогда они включаются в процесс и подыгрывают игрокам. Это тонкая психологическая игра. Иногда в квест вовлекаются случайные прохожие — видела, как игроки пытали вопросами официанта, который ничего не знал. Очень весело наблюдать, как взрослые люди заигрываются и полностью растворяются в игре.
При необходимости я перевожу для участников квестов со словенского, направляю их, но активная роль принадлежит игрокам
Во время квеста игроки не только веселятся, но и попутно знакомятся с историей города. Уверена, они потом надолго запоминают интересные сведения, которые обнаружили самостоятельно в ходе игры. Такие туристы знают об истории города больше его коренных жителей, буквально проживают её и начинают воспринимать как личную. Кстати, это делает квесты интересными и для местных — они скорее пойдут на квест, чем на экскурсию.
В интерактивную игру можно зашить любой смысл. Например, патриотический, — тогда игроки поймут, по какой причине произошли те или иные события в истории страны и почему их важно знать и помнить. В игре прокачивается не только наблюдательность и способность к анализу, но и умение различать добро и зло — именно такие квесты интереснее всего.
Сюжеты моих квестов часто связаны с историческими фактами и достопримечательностями
Я пишу такие сценарии квестов, по которым можно снимать кино: в них есть завязка, сюжет и развязка. Такая работа отличается от игровой экскурсии по вложениям и трудозатратам, поэтому и стоит дороже. Героями квеста каждый раз становятся новые люди — они разные и по-своему реагируют на происходящее. Поэтому нельзя одинаково провести один и тот же квест дважды — новые игроки импровизируют и раскрывают сюжет с неожиданной стороны.
Учу создавать увлекательные квесты, которые приносят ведущему от 300 до 500 евро за одну игру
Теперь я больше работаю именно как наставник. Например, сейчас с ученицей из России мы совместно делаем шпионский квест-путешествие. Он основан на поиске документов, которые двойной агент спрятал в Калининграде. Задача игроков — обогнать шпионов британской разведки и найти эти документы первыми, чтобы сохранить государственную тайну. Люди будут погружаться в игру на целых 4 дня — для меня это уже немного другой этап, более масштабный.
Я обучаю людей из разных стран, они находят меня в основном через Telegram. Даю ученикам пошаговый план, в котором объединила все свои знания, все нюансы по созданию квестов. Если человек идёт прямо по готовой структуре, то и у него получится качественный продукт. Останется только протестировать его на игроках, хотя бы на знакомых. До этого не все доходят, но если рискнут и найдут время, то у них обязательно всё получится.
А ещё я призываю учеников собирать отзывы, фотографии и видео с тестового квеста. Их потом можно использовать в рекламе — это хорошо влияет на продажи. Отзывы помогают заранее оценить квест, убедиться, что он понравился другим людям. После теста ученики приходят ко мне, чтобы поделиться результатами. Я даю им обратную связь, рекомендую, какие моменты можно улучшить.
В Telegram-канале я делюсь полезными фишками по созданию квестов, разбираю кейсы учеников и продаю свои услуги
У меня есть разные форматы обучения: пошаговый план, консультации, доработка готового квеста. Бывает, обращаются те, кто уже ведёт настоящий квест, но у них есть ошибка в сценарии, из-за которой игра смазывается. Не все могут сами понять, как исправить такой сценарий, а я в этом помогаю. Моё обучение прошли более 100 человек, и это не только гиды, но и преподаватели, ведущие мероприятий, предприниматели — все, кому интересна идея зарабатывать на любимом деле.
Я учу создавать безопасные квесты с учётом особенностей игроков. Например, взрослые люди легче воспринимают какие-то кровавые сюжеты, а детей на них звать не стоит: они могут воспринять игру всерьёз и испугаются. При этом взрослые заигрываются сильнее, и дети удивляются поведению своих родителей, а не наоборот. Плюс все люди разные — кто-то легко вливается в процесс, активно взаимодействует с другими игроками, а кому-то надо аккуратно в этом помочь.
Нашла способ законно принимать оплаты от учеников
Когда я начала работать с учениками, то стала искать способ принимать платежи из России и других стран СНГ. В итоге поступила так: оформила в России самозанятость и подключила платёжный модуль Prodamus. Теперь я зашиваю платёжные ссылки в свои продающие посты в Telegram, и все желающие оплачивают курсы и практикумы без моего участия.
После перехода по ссылке у клиента открывается платёжная страница, где он:
Оставляет свои данные
Выбирает удобный способ оплаты
Оплачивает покупку
После чего автоматически получает чек на электронную почту.
Так выглядит платёжная страница: покупателю достаточно ввести номер телефона и адрес электронной почты, чтобы перейти к оплате
Благодаря Prodamus я подключила множество способов оплаты и теперь могу продавать обучение, в том числе и в рассрочку, жителям России, Казахстана, Беларуси и Кыргызстана. Это как раз то, что мне нужно, — так я охватываю большую часть русскоговорящей аудитории. В результате хороших квестологов становится больше — а это и есть моя главная цель.
Оставьте заявку на подключение Prodamus.Pay для приёма оплат из России и co всего мира:
А ещё я участвовала в конкурсе Prodamus «Мечтай и делай». Меня очень порадовало, что история о моём опыте предпринимательства вошла в топ-10. Благодаря Prodamus о моей увлечённости квестологией узнало множество людей.
Открыла международное креативное содружество «Квестомания», чтобы масштабировать свой проект
«Квестомания» — единственная официальная организация в мире, которая развивает и продвигает квестологию. Как президент этого некоммерческого содружества я создаю профессиональное сообщество для всех русскоговорящих квестологов. Мне хочется, чтобы как можно больше людей делали качественные квесты. Люблю, когда квесты не только развлекают, но и открывают участникам новое — культуру, традиции, историю того края, где они путешествуют. Это называется креативный туризм.
«Квестомания» объединяет не только ведущих квестов, но и их любителей
Я всегда подчёркиваю, что я русская, и горжусь этим, при этом я глубоко уважаю историю и культуру Словении, в которой живу. Содружество оказалось идеальным способом поддерживать связь с квестологами из России. Для меня важно, что оно позволяет в России популяризировать Словению, а в Словении — Россию. Я выступаю за то, чтобы все русскоговорящие люди, вне зависимости от места проживания, могли пользоваться моими услугами и расти как профессионалы.
В рамках содружества мы уже реализовали некоторые проекты в разных городах России. Например, участвовали в создании квеста для фестиваля в подмосковной Коломне. Содружество может сотрудничать с организациями и людьми из разных областей, которые так или иначе связаны с квестологией. Чтобы вести квесты, не нужно проходить аттестацию, поэтому вход в профессию достаточно лёгкий.
Урок, который я никогда не забуду
Главное — идти вперёд и воспринимать все ошибки как опыт. У меня много было ошибок и провалов, я пережила пандемию, но никогда не сдавалась!
Надеюсь, что моя история поможет вам побороть сомнения и смело устремиться к новым вершинам.
Подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных, получение рассылок, а также соглашаюсь с политикой конфиденциальности
Чтобы первыми получать полезные материалы и всегда быть в курсе всех новостей и обновлений Prodamus
О медиа-проекте Prodamus «Знание — деньги»
Пишем обо всём, что может быть полезно самозанятым и ИП.